Велотуризм
мая 21, 2018 posted by Oleg Kmeta

ГРУППОВОЕ ВЕЛОТУРИСТСКОЕ СНАРЯЖЕНИЕ В ВЕЛОПОХОДЕ В УКРАИНЕ

ГРУППОВОЕ ВЕЛОТУРИСТСКОЕ СНАРЯЖЕНИЕ В ВЕЛОПОХОДЕ В УКРАИНЕ

Приветствую вас читатели и гости сайта «Велотуризм в Украине!»

Начало цикла статей о велотуризме в Украине смотрите в посте «Как развивать велосипедный туризм в Украине?».

Мы лежали на кроватях на нашей велобазе под Харьковом, которая  распологалась в дачном массиве рядом с селом Русская Лозовая и без всякого интереса наблюдали в окно за внезапно разыгравшейся на наших глазах майской стихией в виде штормового ветра, ливневого дождя и крупного, величиной с черешню града, между тем, Андрей невозмутимо продолжал нам рассказывать о:

ГРУППОВОЕ ВЕЛОТУРИСТСКОЕ СНАРЯЖЕНИЕ

Палатки каркасные двухслойные в чехлах.

Дюралевая трубка для надевания ее сверху поломанного участка каркаса.

Велозамки – по 1 шт. на 2 чел.

Котлы, вставляемые один в другой (с крышками) – 2 шт.

Чехлы для котлов.

Брезентовые рукавицы для снятия горячего котла с костра.

2-х литровые пластиковые бутылки для воды (у каждого велотуриста группы).

Воронка для наливания воды в пластиковые бутылки.

Горелки газовые – от 1 до 3 шт. в зависимости от количества людей в группе, продолжительности и района похода.

Баллоны с газом для горелок.

Адаптер (переходник), позволяющий применять и цанговые, и резьбовые газовые баллоны.

Экран для защиты пламени газовых горелок от ветра с целью экономии газа. В качестве защитного экрана может использоваться как не горючая ткань, так и 2 спальных пенополиуретановых коврика, укрепленных с помощью кольев на безопасном расстоянии вокруг горелки.

Охотничьи и/или ветростойкие спички. Их берут в походы по районам, богатым осадками, а также в межсезонье. Обычные спички и газовые зажигалки находятся у каждого туриста в личном снаряжении.

Топор в чехле (в группах более 6 чел.).

Складной (нескладной) половник (в группах более 4 чел.).

Обеденная скатерть (отрезок полиэтилена 1х2 м).

Пластмассовая дощечка для нарезания хлеба и пр.

Продукты питания. (см.статью о питании в походе).

Групповой ремнабор (см. статью о ремонте в походе).

Групповая медаптечка (см. статью о медобеспечении похода).

Для наведения переправы в сложных походах к групповому снаряжению могут быть добавлены: основная капроновая веревка диаметром 10 мм и длиной до 40 м; репшнур диаметром 6 мм и длиной до 40 м; страховочные системы (грудные обвязки); карабины и др. Для походов в пустыне, степи, саванне или тундре – бинокль. Для пустыни и других безводных районов: специальный алюминиевый 3-литровый бидончик с клапаном в дне для доставания воды из скважины; веревка для доставания воды (длиной не менее 60 м); канистры-«гармошки» для перевозки воды.

У РУКОВОДИТЕЛЯ ГРУППЫ находится следующее групповое снаряжение:

Маршрутная книжка и другие походные документы.

Велокомпьютер.

Запасная батарейка-«таблетка» для велокомпьютера.

Электронный GPS-навигатор (смартфон, электронный планшет). Подробности об электронной навигации, а также о компасе, атласах, картах и пр. см. в статье об ориентировании.

Запасные батарейки (аккумуляторы) к GPS-навигатору и диктофону.

Зарядные устройства для аккумуляторов GPS-навигатора, диктофона (смартфона) и другой электроники: сетевая зарядка (220 вольт или 127 вольт для некоторых стран зарубежья), солнечная батарея, PowerBank либо другие.

Атлас (отдельніе листы атласа) и/или карты маршрута масштабом 1:200000 (в 1 см 2 км).

Карты отдельных сложных участков маршрута (и/или их цветные копии), в том числе – масштабом 1:100000 (в 1 см 1 км), 1:75000 (в 1 см 750 м), 1:50000 (в 1 см 500 м), 1:25000 (в 1 см 250 м). Их возят в прозрачных файлах на листах формата А4. Либо листы должны быть ламинированы.

Планшет (легкий и легкосъемный, прикрепляемый на руле велосипеда). Используется для закрепления на нем карты или атласа. Некоторые возят на руле электронный планшет с картами маршрута. Негоже, если руководитель (штурман) даже на сложных участках маршрута возит карту в клапане велорюкзака (или сверху велорюкзака под эспандерной резинкой), не имея возможности постоянно контролировать правильность движения группы, что приводит к блужданию и накручиванию всей группой «дурокилометров».

Спортивный (жидкостный) компас в жестком футляре (тубусе).

Диктофон цифровой или смартфон. Объем его памяти должен быть не менее 1ГБ, а количество общих папок – не менее 500 шт. То есть нужно иметь возможность надиктовывать в микрофон нужные сведения не менее 500 раз. Кроме записей для составления технического описания маршрута и помещения его в туристский отчет на диктофон можно записать пояснения местных жителей о тропах, ориентирах на труднопроходимых участках пути и прочие полезные сведения.

Запасные батарейки к диктофону.

Краткий список достопримечательностей, расположенных по маршруту, с их адресами и телефонами.

Папка прозрачная, пластиковая формата А4. Она пригодится для перевозки маршрутных документов, чистых листов бумаги формата А4, ксерокопий и т.п.

Листы бумаги формата А4. Для записок на пешеходных перевалах, записей и схематических пояснений местных жителей об отдельных труднопроходимых участках и т.д.

«Челобитная» с солидными печатями и подписями. Она печатается в нескольких экземплярах и иногда помогает в походе быстрее и с наименьшими потерями решить бюрократические вопросы. В ней, например, говорится, что туристско-спортивный союз Украины (спортклуб, спорткомитет, Федерация спортивного туризма Украины) просит все государственные, общественные, частные и другие организации, предприятия, заведения и министерства оказывать подателям сего документа всемерную поддержку и помощь для успешного прохождения заявленного на чемпионат страны и чемпионат мира велотуристского маршрута такой-то группой с руководителем таким-то (Ф.И.О. полностью). Текст должен быть коротким и понятным, а печать должна быть четкой. Ежели «челобитная» предназначена для зарубежья, то кроме экземпляра на родном языке (для посольства и сограждан) она должна быть отпечатана еще и на языке страны грядущего велопохода.

Отсканированная страница (стр. 62, раздел 15, пункт 15.5) из книги «Правила пассажирских перевозок на железной дороге» (Киев. 2007 г.). На этой бумаге должно быть указано, что пассажирам разрешается бесплатно перевозить в вагонах велосипеды в разобранном виде в мягких велочехлах и что велосипеды в чехлах и велорюкзаки входят в 36 кг ручной клади, разрешенной к бесплатной перевозке каждым пассажиром. Такая бумага может пригодиться для «укрощения» некоторых проводников, которые иногда требуют багажную квитанцию об оплате провоза велосипеда в чехле. По территории Украины платить за провоз велосипеда в поезде, электричке можно только тогда, когда велосипед не разбирается и не упаковывается в велочехол, а перевозится без чехла и в неразобранном виде.

Линза Френеля пластиковая. Она небьющаяся и, можно сказать, невесомая. Поможет разобрать при недостаточном освещении очень мелкий шрифт на картах, упаковках, в текстах и т.д.

Список всего группового снаряжения, включая продукты, ремнабор, медаптечку.

У двух штатных ФОТОГРАФОВ группы, которые делают снимки для туристского отчета, находится следующее групповое снаряжение:

Фотокамеры.

Запасные аккумуляторы для фотокамеры.

Сетевая зарядка (220 вольт или 127 вольт для некоторых стран зарубежья), солнечная батарея, PowerBank либо другие для аккумуляторов фотоаппаратуры.

Запасные карты памяти достаточной емкости для фотокамер (видеокамер).

Причем аккумуляторы для фотокамеры желательно иметь последнего поколения с такими преимуществами: не имеют эффекта памяти – их можно заряжать когда угодно, не дожидаясь полного разряда; имеют низкий саморазряд (до 15% за год); имеют высокую токоотдачу; безотказно работают даже при минусовой температуре воздуха (заявленная – до минус 20°С). Говорят перечисленными достоинствами обладают на момент написания этих строк пальчиковые (АА) аккумуляторы Eneloop Pro 2550 mAh.

У ЗАВХОЗА группы:

Безмен цифровой (для взвешивания общественного снаряжения в поезде при распределении груза между всеми участниками, если это не сделано до выезда на маршрут).

Блокнот и ручка.

Карманный калькулятор (если не хочется пользоваться калькулятором в мобильнике, чтобы не разряжать его аккумулятор). Блокнот и калькулятор нужны также КАЗНАЧЕЮ группы для учета общегрупповых финансов, если завхоз не совмещает свою должность с портфелем казначея.

Понятно, групповой ремнабор находится у ВЕЛОМЕХАНИКА группы (см. статью о ремонте велосипеда в походе), а групповая медаптечка – у ЛЕКАРЯ (см. статью о медобеспечении рохода).

Теперь рассмотрим некоторые подробности палаток и прочих манаток группового снаряжения. И начнем с «опочивальни-переспальни».

ПАЛАТКА.

Для велотуризма на момент написания этих строк самой подходящей является двухместная или трехместная каркасная двухслойная палатка весом от 2,5 до 3 кг. В ней имеется внешняя (наружная) часть в виде тента от дождя и внутренняя часть (собственно палатка с дном). Тент изготовлен из непромокаемого и не продуваемого материала, а внутренняя часть сделана из «дышащей» промокаемой ткани.

Оба слоя имеют в верхней части палатки вентиляционные отверстия (отдушины) с противомоскитной сеткой для вывода из палатки выдыхаемого туристами воздуха и предупреждения накапливания в ней конденсата. Чем больше людей ночует в таком матерчатом походном домике, тем большего размера должны быть вентиляционные отверстия на внутренней палатке.

Конструкцию походной «переспальни», где две дуги каркаса перекрещиваются в самой верхней точке, называют «полусферой». У нее не плоская крыша, как у «полубочки» и «гробика», а полукруглая, поэтому даже со временем в процессе старения «полусфера» не просядет, и на ее крыше не будет скапливаться вода. У «полоубочки» полукруглые дуги устанавливаются параллельно друг другу, но она более чувствительна к направлению ветра, при установке требует больше времени, терпения и оттяжек, которые обязательно нужно фиксировать.

К тому же такой тип палатки в процессе эксплуатации и по мере старения материала может «на старости лет» или еще раньше «провалиться» по центру своей крыши, где будут собираться атмосферные осадки. У «гробика» две дуги устанавливаются параллельно друг другу, затем вверху соприкасаются между собой и закрепляются, но такая конструкция страдает большинством недостатков «полубочки». Выпускаются также различные модификации вышеуказанных типов палаток.

При покупке обратите внимание, чтобы форма палатки (тента) не оказалась плоской или как бы вогнутой по центру. То есть капли небесных осадков должны сразу же стекать вниз по тенту, нигде не задерживаясь. Еще важна водостойкость внешнего тента – водонепроницаемой считается ткань со значением PU от 3000–4000 мм и выше.

PU от 1000 до 3000 мм означает, что это ткань с водоотталкивающим покрытием и ливня она не выдержит. Дно внутренней палатки, например, из прочного полиамидного материала Nylon Oxford (Oxford – он же авизент) должно быть значением PU не менее 5000 мм.

На каждого ночующего в палатке должно приходиться не менее 55 см ширины ее дна, но при этом – не более 1,5 кг веса палатки на каждого туриста.

Каркасы палаток на момент написания этих строк изготавливают из металла или стеклопластика (фиберглас). Алюминиевые сплавы легче и прочнее фибергласовых, но дороже. И те, и другие каркасы обязаны пружинить в руках, а после снятия палатки сохранять свою первоначальную (т.е. прямую) форму. Как правило, каркас складывается для перевозки сегментами длиной не более чем 40–50 см.

Помните, что нужен достаточный зазор между тентом и внутренним «домиком», чтобы даже при сильных порывах ветра тент нигде не касался стенок внутренней палатки, а тем более – ее крыши. Иначе конденсат с тента может перейти на палатку и затем – в салон «опочивальни». А в отсыревшей палатке спать холоднее, чем в сухой.

Тент должен доходить до самого низа «переспальни» и по всему ее периметру касаться земли – тогда ветер не будет поддувать снизу, и спать будет значительно теплее. Ежели в одной «опочивальне» ночует более двух человек, то для удобства желательно, чтобы было два входа в это походное жилье и два тамбура для велорюкзаков.

Во избежание механического повреждения днища нужно очень внимательно выбирать площадку для установки походного домика, а также беречь синтетику от искр, летящих от костра. Ткань палатки в путешествии надо каждое утро просушивать – тент и днище перевернуть «запотевшей» за ночь стороной к солнцу. И всегда помнить, что невысохшую ткань нельзя сильно сжимать и скатывать, поскольку во влажной среде полиуретановое покрытие в местах складок и сгибов может отслоиться и водостойкость походного домика в этих местах будет утеряна.

Для продления срока службы и предупреждения «заеданий» все молнии палатки нужно регулярно смазывать свечным парафином или хотя бы сухим мылом.

Продолжение следует..

Если вас заинтересовала эта статья, то прошу вас зайти на   страницу моего сайта olegkmeta.ru, ознакомиться с ней и связаться со мной по указанному там телефону или любым другим удобным для вас способом, указанным в моих контактах.

С уважением, Олег Кмета

Введите ваш email адрес:

Добро пожаловать на мой канал FeedBurner

АВТОР — OLEG KMETA

Христианин, "афганец", подполковник запаса, строитель, работаю и несу служение в интернете

View all articles by Oleg Kmeta

ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.

Facebook Comments