Велотуризм
мая 17, 2018 posted by Oleg Kmeta

Подготовка велотуриста к велопоходу в Украине

Подготовка велотуриста к велопоходу в Украине

Приветствую вас читатели и гости сайта «Велотуризм в Украине!»

Начало цикла статей о велотуризме в Украине смотрите в посте «Как развивать велосипедный туризм в Украине?».

Когда мы уже начали немного отходить от лекции Андрея про подготовку велотуриста к велопоходу в Украине и стали устраиваться поудобнее на зеленой травке под теплым и ласковым майским солнышком на нашей велобазе в районе села Русская Лозовая в 15 километрах от Харькова по Белгородской трассе, он невозмутимо стал продолжать:

«ДВУХКОЛЕСНЫЙ ДРУГ» И ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ.

Велосипед. Он должен быть полностью оснащенным, отремонтированным, отрегулированным, смазанным и подготовленным к велопутешествию (см. статью о предпоходной подготовке).

Багажник задний.

Велокомпьютер. Перед походом нужно вольтметром замерить напряжение батарейки-«таблетки» велокомпьютера и если оно менее 1,4 вольта, то заменить батарейку. Либо взять в поход запасную «таблетку», обязательно проверив, чтобы ее напряжение было 1,5 – 1,6 вольт.

Задний пластмассовый световозвращатель красного цвета.

Велофляга 0,7–1 л или пластиковая бутылка («торпеда»).

Личный ремнабор. (Велонасос, запасная камера, велоаптечка, спицы, велоключи, велозапчасти и пр. – см. статью о ремонте велосипеда).

Велозамок. В сложных походах, где каждый грамм перевозимого веса превращается в килограмм, берут один замок на двоих.

Ключи от велозамка и от своего жилища.

Велочехол. (см. статью о подъездах к начальной точке маршрута и обратно).

Стропы (с разъемными пряжками) шириной 25 мм и длиной примерно 30 см – 3 шт. Для привязывания переднего колеса к раме велосипеда перед его упаковкой в велочехол, если в нем нет специального кармана для колеса.

Стояночный тормоз. Чтобы велосипед, скажем, в электричке не ездил туда-сюда и не упал, нужно на обе тормозные рукоятки и ручки руля накинуть двойные (или тройные) кольца из круглой резиновой тесьмы и таким способом прижать эти рукоятки к ручке руля – тормозные колодки зажмут оба колеса.

Велорюкзак однообъемный емкостью 80–90 л. В него должно влезать все (все!) необходимое для данного похода. И при этом чтобы у вас было только два (два – и не более!) места багажа – рюкзак и велосипед. Желателен также непромокаемый чехол на велорюкзак на случай ливневых дождей. Впрочем, рюкзак можно накрыть куском полиэтиленовой пленки

Паспорт плюс его ксерокопия. Этот важный документ и его качественную ксерокопию нужно возить в разных зип-пакетах и в разных местах: паспорт – при себе, а копию – в рюкзаке. То же касается и других документов.

Деньги наличные. Они должны быть в купюрах разных достоинств. Не следует возить всю сумму в одном кошельке либо в одном кармане.

Деньги безналичные. Кредитная карточка (или карточки) должна быть известного и надежного банка (банков), имеющего банки-партнеры, в банкоматах которых тоже можно будет получать наличные деньги по мере надобности и не рисковать, имея при себе всю сумму для длительного похода. Велоюмористы добавляют, что на счету необходимо иметь финансов никак не меньше чем достаточно либо не больше чем отбавляй.

Билеты для проезда к началу маршрута. Их лучше иметь каждому «велокурортнику» на руках еще до выезда из дома на вокзал. А обратные билеты (если их тоже покупают до похода) каждый «велосипедный отдыхающий» в походе должен хранить при себе в зип-пакете.

Телефон мобильный (смартфон). Он перед поездкой обязан быть полностью заряжен, а ваш телефонный счет должен иметь достаточную сумму. Обычно в походе телефон включают только тогда, когда нужно позвонить. Во избежание случайного включения мобильника и непредвиденной разрядки его аккумулятора можно между телефонным чехлом и собственно телефоном проложить полоску тонкого пластика, который полностью закроет все кнопки мобильника.

Сетевая зарядка (220 вольт или 127 вольт для некоторых стран зарубежья), солнечная батарея, PowerBank либо другие для телефона (смартфона) и другой электроники.

Спальный мешок и чехол к нему. По длине спальник должен быть и не впритык с вашим ростом, и не на полметра больше. Внутри желателен вкладыш из легкого натурального материала. Это своего рода «постельное белье», с которым спать теплее. Вкладыш стирать гораздо проще, чем весь спальный мешок.

Коврик под спальник. На момент написания этих строк достаточно теплоизоляционным, непромокаемым и механически прочным является пенополиуретановый коврик-«гармошка» или коврик размером 180х60 см, который для транспортировки скатывают в рулон. Его крепят сверху клапана велорюкзака с помощью строп с пряжками (резинки диаметром 5 мм недостаточно надежны для крепления). «Гармошка», шириной 50 см, обшитая водонепроницаемым материалом помещаются под верхним клапаном велорюкзака или даже внутри.

Фольгированный (металлизированный) коврик («фольга») занимает в скатанном состоянии значительно меньше места, но его теплоизоляционные свойства и механическая прочность немного хуже пенополиуретана. Выпускаются также надувные коврики, например, Terma Rest (которые по теплоизоляции значительно превосходят как «пену», так и «фольгу»). Но надувные стоят намного дороже и механически очень уязвимы.

«Сидушка» («хоба», «пена»). Обычно это прямоугольный кусок толстого пенополиуретана размером, скажем, 28х37 см. Он прикрепляется сзади с помощью легко регулируемой по длине резиновой стропы с пряжкой-тризубцем. При необходимости присесть на камень, траву, мокрую скамью и т.п. «сидушка» предварительно опускается на уровень двух задних полушарий туриста и защищает его бренное тело от переохлаждения и заболевания. Кстати, кроме прямого назначения этот кусок «пены» зачастую применяется для раздувания костра.

ОДЕЖДА, ОБУВЬ И ПРОЧЕЕ ЛИЧНОЕ.

Она должна быть удобной и немаркой (в походе стирать каждый день всю одежду зачастую негде), чистой и опрятной, чтобы не стыдно было зайти в любой музей или кафе. Ведь по вашей одежке (и по велосипеду, велорюкзаку, палатке и т.д.) другие люди будут судить обо всех велопутешественниках. Так будьте же достойны звания спортивного туриста!

Начнем с походного одеяния от головы до пояса.

Шлем велосипедный (см. статью о покупке велосипеда и аксессуаров к нему). Некоторые велотуристы под шлем повязывают бандану либо надевают легкую шапочку с козырьком или без него.

Панама (шляпа) с накомарником. Годится не только для тайги, тундры и джунглей, но и для поездок в ближние «комариные» края.

Шапочка теплая спортивная вязанная. Для комфортного сна в высокогорье, тайге, тундре и для поездок в межсезонье.

Веломайка. Лучше если она будет с длинными рукавами, которые защищают руки и от солнечных ожогов, и от холода. Вместо второй и третьей веломайки многие берут в поход футболку плюс плотную рубашку.

Куртка с капюшоном. Хороша синтетическая мембранная куртка с капюшоном и нужным количеством вместительных карманов. Она должна обеспечивать отвод паров пота наружу, достаточную вентиляцию тела и в то же время сохранять тепло и защищать от дождя. Вместо такой куртки многие берут в поход одну-две однослойные легкие просторные куртки плюс куртку-анорак и в случае необходимости надевают их одна на другую.

Полиэтиленовый дождевик. Его берут только для того, чтобы переждать ливень на открытой местности. Ехать в нем жарко, поскольку полиэтилен не пропускает воздух и в результате на внутренней поверхности дождевика накапливается конденсат, который переходит на одежду, она становится влажной и хуже греет.

Жилет салатового или оранжевого цвета со светоотражающими полосами. Велотурист в целях безопасности должен быть хорошо заметен водителям на дороге с как можно большего расстояния.

Термобелье. Изготовленное из качественной синтетики с применением самых современных технологий оно очень может пригодиться для межсезонья, а также для горных, горно-таежных и заполярных походов. Следует учитывать, что термобелье бывает женское и мужское. В холод практично применить многослойное одеяние и на термобелье надеть качественную (качественную!) синтетику (палартен/флис/виндблок), а сверху – подходящую мембранную куртку.

Велоперчатки. Они бывают летние (с обрезанными пальцами) и зимние (с полными пальцами и утеплителем). «Перчи» хороши многослойные – с «дышащей» тканью на обратной стороне кисти, с противоскользящей вспененной накладкой и гелиевыми вставками на ладонях (для поглощения дорожной тряски), а также с защитными накладками на костяшках пальцев.

Защитные велосипедные очки. Для защиты глаз не только от яркого солнца, но и от пыли, песка, насекомых, веток и т.д. Желательно иметь очки-хамелеоны, которые автоматически меняют плотность стекол в зависимости от освещения. На головки крохотных винтиков, соединяющих дужки с оправой, надо нанести по капле лака для ногтей, чтобы исключить самовывинчивание и потерю этих винтиков. Велоюмористы утверждают, что в очках теплее.

В сложных высокогорных велопоходах, где предполагаются участки с ледниками и снежным покровом, для защиты сетчатки глаз от солнечных ожогов (в результате которых может наступить т.н. снежная слепота) нужны специальные темные горные очки. Для лица – специальная марлевая маска на все лицо (с прорезями для глаз).

Для тех, кто имеет плохое зрение и носит очки постоянно, не лишними в походе будут запасные очки в жестком футляре. Велоюмористы советуют, дескать, можно взять в поход розовые очки – тогда, несмотря на дожди, травмы и аварии весь поход будет в розовом цвете.  Кстати, ученые-орнитологи утверждают, что воробьи все видят в розовом цвете, поэтому, несмотря ни на что, всегда и везде жизнерадостно чирикают.

Далее – походное одеяние от пояса до пят.

Велотрусы-«памперсы». Они должны быть строго по размеру и с мягкой дополнительной прослойкой в районе промежности и ягодиц – это собственно «памперс». Понятное дело, велотрусы надеваются на голое тело – иначе от них проку мало в смысле защиты от потертостей вашей нежной «мадам сижу» во время езды. В дополнение к «памперсам» не помешает седло с гелевой прослойкой.

Плавки. Для приема солнечных ванн и водных процедур в различных водоемах, геотермальных источниках и т.д.

Брюки. Кто-то ездит в облегающих спортивных брюках из высококачественной синтетики и с «памперсами». Другие предпочитают брюки с множеством карманов. Третьи надевают универсальные брюки, когда их «легким движением руки можно быстро превратить в элегантные шорты» путем отстегивания штанин. Ремень для брюк желателен легкий, состоящий из синтетической стропы соответствующей ширины и пластмассовой пряжки-тризубца. Кстати, велоюмористы утверждают, что штаны защищают от неблагоприятного воздействия окружающей среды самую лучшую половину человечества – нижнюю.

Брюки должны иметь хотя бы четыре застегивающихся вместительных кармана, в которые можно положить то, что туристу нужно всегда иметь при себе: документы, деньги, мобильник, ключи от велозамка и от дома, кредитку, билеты и т.д. (подробности см. в статье про путешественников-одиночек). Внутренние карманы одежды тоже обязаны быть из плотной ткани, чтобы они не рвались, не протирались и не приводили к потере положенных в них предметов. Все карманы (как на брюках, шортах и бриджах, так и на куртках, веломайках и т.д.) должны быть вместительными и практичными, а не декоративными и символическими.

Ветровлагозащитные брюки. Они пригодятся для непогоды и межсезонья. Брюки должны быть изготовлены из качественной синтетики и достаточно просторными, дабы их можно было надевать, не снимая обуви. Облачившись в штаны, нужно при помощи молнии или липучки уменьшить ширину правой штанины, которая при педалировании норовит попасть между цепью и звездочкой.

Носки. Хороши носки XTR, обеспечивающие охлаждающий и подсушивающий эффект за счет применения пряжи coolmax (85%) в комбинации с полиамидной пряжей (15%). Такие носки «дышат», поскольку пары пота проходят сквозь водонепроницаемый полиуретановый слой и выводятся наружу. Понятно, наряду с 2–3 парами тонких носков в поход берут 1–2 пары теплых носков в зависимости от времени года, района путешествия и т.д.

Иные туристы при похолодании в походе и по причине отсутствия велоперчаток надевают носки на кисти рук и едут на велосипеде. Носки на руках уберегают верхние конечности от замерзания, не мешают рулить, своевременно и свободно нажимать на рычаги тормозов и переключателей.

Кроссовки. Эта универсальная обувь годится и для педалирования, и для преодоления перевалов пешком по тропе. Кроссовки должны быть добротными, с дополнительно прошитой перед походом подошвой, с новыми шнурками. Негоже брать в путешествие несколько пар старой обуви, таская в рюкзаке лишний вес и поочередно выбрасывая окончательно пришедшую в негодность обувь. Между прочим, велоюмористы советуют, мол, нежелательно покупать обувь в магазине, где висит плакат «Мы вас обуем!»

Полиэтиленовые пакеты для одежды. Они должны быть прозрачными (чтобы без развязывания сразу было видно их содержимое) и довольно плотными. А размеры иметь такие, чтобы горловину пакета можно было завязать узлом и защитить содержимое пакета от влаги и пыли.

Для поездок в ненастье, а также в походах по тундре, тайге и т.п. в личное снаряжение добавляют бахилы на обувь. Они изготавливаются из водоотталкивающей ткани с утеплителем и светоотражающими полосками, надеваются поверх обуви и застегиваются молнией, вшитой сзади. При этом каблук и передняя часть подошвы остаются открытыми, что дает возможность без угрозы протереть нижнюю часть бахил не только педалировать, но и идти пешком, не снимая бахил. В дополнение к коротким бахилам могут использоваться «фонарики», достающие до колен, либо используют длинные бахилы – от каблуков до колен.

Продолжение следует..

Если вас заинтересовала эта статья, то прошу вас зайти на   страницу моего сайта olegkmeta.ru, ознакомиться с ней и связаться со мной по указанному там телефону или любым другим удобным для вас способом, указанным в моих контактах.

С уважением, Олег Кмета

Введите ваш email адрес:

Добро пожаловать на мой канал FeedBurner

АВТОР — OLEG KMETA

Христианин, "афганец", подполковник запаса, строитель, работаю и несу служение в интернете

View all articles by Oleg Kmeta

ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Facebook Comments