Велотуризм
августа 9, 2018 posted by Oleg Kmeta

Привалы и ночлеги в велопоходе по Украине

Привалы и ночлеги в велопоходе по Украине

Приветствую вас читатели и гости сайта «Велотуризм в Украине!»

Начало цикла статей о велотуризме в Украине смотрите в посте «Как развивать велосипедный туризм в Украине?

-Продолжим наше занятие по теме «Привалы и ночлеги в велопоходе по Украине»,- сказал нам Андрей, когда мы уютно расположившись на нашей велобазе возле села Русская Лозовая под Харьковом и достав тетради, с готовностью приготовились его слушать и конспектировать…

Понятно, что ночевать нужно до населенного пункта, а не за ним, проехав вечером через село и, таким образом, обратив на себя внимание – к месту вашего ночлега могут пожаловать непрошенные ночные «гости» или просто любители «поговорить за жизнь за рюмкой чая».

Нельзя останавливаться в геопатогенных и других подобных зонах, которые оказывают сильное отрицательное действие на все живые организмы и являются опасными для здоровья. По словам биоэнергетиков, такие зоны встречаются в местах тактонических разломов земной коры и там, где происходили массовые захоронения людей (кладбище, братская могила и пр.) или скота (скотомогильник, скотобойня и пр.), а также на месте разрушенного храма, монастыря, больницы, морга и т.п. И дикие, и домашние животные обходят такие «нехорошие» места, как говорится, десятой дорогой. Кстати, если автодорога проходит через такое место, то по статистике, именно на этом участке случается наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий.

Обнаружить опасные зоны можно с помощью компаса. Для этого нужно несколько раз медленно опустить компас к земле и поднять его до уровня лица, следя за стрелкой. В геопатогенных зонах она будет отклоняться или даже вращаться вокруг своей оси, либо стрелка компаса будет показывать не на север, как ей положено, а на юг. Кроме того, в таких гиблых местах могут неожиданно останавливаться механические часы и пропадать связь. Стало быть, место для бивака (или даже для короткой остановки) не годится.

Костер и ужин.

Облюбовав место для бивака, первым делом, если надо, все туристы приступают к «стриптизу наоборот», т.е. утепляются. Затем все достают из рюкзаков и приносят к месту будущего костра двухлитровые бутылки с «общественной» водой, котлы и все остальное кухонное. После этого все члены группы, кроме пары дежурных, сразу собирают в окрестностях сухой валежник (если не используются горелки) и приносят эти будущие дрова в количестве (и в качестве), нужном для приготовления не только ужина, но и завтрака.

В это время пара сегодняшних «кухарок» выкладывает из камней очаг, разжигает костер, рубит принесенные остальными «велоотдыхающими» дрова и кашеварит. Если вода находится не в бутылках, набранная загодя из колодца, а в ручье или роднике возле стоянки, то за водой тоже идут дежурные с котлами либо иными подходящими емкостями.

Костер лучше раскладывать на старом кострище, дабы не оставалось лишних проплешин на траве. А ежели старого кострища нет, то желательно срезать дерн, отложить его в сторону и только после этого раскладывать на этом месте костер. А утром залитое водой кострище снова заложить снятым вечером дерном и полить его водой, чтобы трава не завяла, и место бивака оставалось в первозданном виде. Недопустимо раскладывать костер ближе 5 м от стволов деревьев, под нависшими ветками, среди опавших хвойных иголок, на сухой траве и т.д. – охрана природы и пожарная безопасность должны быть на первом месте. Как говорят велоюмористы, оберегайте лес от пожара, а то не из чего будет делать спички!

Сознательные туристы берегут лес и не используют для подвешивания котлов классические две стойки-рогатины с перекладиной, поскольку каждый раз при этом не только приходится рубить (и губить!) как минимум три сырые толстые ветки, но еще и для варки пищи уходит уйма топлива. Опытные туристы при отсутствии газовых горелок в целях сохранения леса и экономии дров выкладывают временный очаг, т.е. разводят костер между положенными рядом камнями, кирпичами, кусками железобетона, подходящими железками либо в вырытой с помощю топора узкой канавке.

Котелки при этом ставят над огнем на ровные устойчивые камни, кирпичи, края канавки и т.д. Либо варочную посуду вешают над огнем на толстой сырой палке, положенной своими краями на два подходящие для этой цели камни или бревна. Или же котел (два котла) подвешивают на верхнем конце поднятого «шлагбаума», в качестве которого используется сырой (чтобы не загорелся над костром) прочный (прочный!) сучковатый дрын достаточной толщины и длины.

Понятно, нижний конец «шлагбаума» перед этим надежно закрепляют камнями, бревнами и т.д., а под середину «шлагбаума» подкладывают подходящий камень или бревно. В других случаях ставят котлы посредине костра на горящие угли и обкладывают котлы со всех боков дровами. Некоторые в несложных походах возят 2–4 скобы (буквой «П») из толстой проволоки, которые втыкают в землю, ставят на них котлы и под ними разводят огонь. Либо изготавливают разборную стальную костровую подставку под котлы (см. статью о самоделках).

В качестве растопки для костра дежурные могут воспользоваться взятой из дома растопкой: кусочками плексигласа (оргстекла), огарками свечей, таблетками сухого горючего и т.д. При их отсутствии в ход идет березовая кора с погибших деревьев (именно с погибших, а не растущих и зеленых!), самые мелкие и тонкие веточки сухой хвои и т.п. Также пойдет любая подходящая бумага, мелко наструганая сухая щепа из средней сухой части веточек, отрезки ненужной старой велокамеры или иная подходящая резина, кусочки любого жира (например, шкурка от сала) и т.д.

Для растопки годятся даже чипсы и некоторые виды печенья, которые хорошо горят из-за обилия в своем составе маргарина и всевозможной химии (кроме шуток!). Можно также посыпать сырые веточки кухонной солью, которая активизирует горение. Или даже немного полить тонкие веточки (со снятой предварительно с них мокрой корой) подсолнечным маслом. Они быстрее разгорятся и высушат мокрые соседние веточки. А те, в свою очередь, своим пламенем подсушат более толстые дрова, и т.д.

В конце концов «из искры возгорится пламя». Важно, чтобы ветки «грели» друг друга и постепенно воспламеняли одна другую. И когда дрова начнут потрескивать, успевайте только подкладывать в костер новые порции топлива, следя, чтобы хворост и поленья по-прежнему «грели» и воспламеняли друг друга. И, понятно, «подкармливайте» это «огненное детище» дровами так, чтобы «не задушить» и не затушить с таким трудом раскочегаренное пламя.

Остальные туристы не путаются под ногами кашеваров, «шаманящих» у костра и раздувающих долгожданное живительно-спасительное пламя с помощью интенсивного помахивания пенополиуретановой «сидушкой» («пенкой»), снятой с поясницы. Свободные «велокурортники» в это время готовят площадки для палаток, очищая нужную площадь от колючих предметов, сучьев и камней (а если надо, то и выравнивая площадку, делая ее горизонтальной), затем устанавливают походные «опочивальни».

Утром они же сворачивают «переспальни», сняв перед этим тенты с палаток и расстелив их на траве, чтобы конденсат высох на солнце, а также просушивают днище, положив пустую внутреннюю палатку с каркасом набок и повернув днище к солнцу. Понятно, что нужно помочь дежурным вечером установить палатку, а утром снять, просушить и свернуть ее.

Отхожее место должно располагаться не ближе, чем в нескольких десятках метров от бивака и, конечно, не на берегу ручья или водоема. Следы своей «деятельности» нужно сразу же забрасывать землей и/или камнями.

После установки лагеря все, не занятые на кухне, при участии ремонтника группы или самостоятельно обязательно осматривают и ежели надо, смазывают, регулируют и ремонтируют велосипеды. Например, если вы не осмотрите шины и не вытащите застрявшие в них колючки, то камера в самый неподходящий момент может оказаться спущенной, что задержит всю группу.

(Ежели вы днем использовали свою запасную камеру, то вечером обязательно заклейте прохудившуюся резину, чтобы она стала запасной). А не подтянутый вами болт крепления багажника может вылететь, что повлечет за собой поломку стойки багажника и опять длительную задержку всей группы из-за вас. А если болт не потеряется, то «виляющий» из стороны в сторону багажник может спровоцировать падение велосипедиста на ходу – оно вам надо? Группе это тоже не надо.

Затем туристы совершают вечернее омовение, занимаются постирушками, личными делами и т.д. Если дежурному нужно заняться сложным ремонтом своего велосипеда, то он с ведома руководителя, может поменяться дежурством с кем-нибудь из группы. Либо его ремонтом занимается веломеханик группы.

Между прочим, в дисциплинированных велосипедных группах с опытными туристами уже примерно через один час после остановки на ночлег ужин готов и палатки установлены. А если для варки используются газовые горелки – то еще раньше (естественно, ежели воду для ужина не нужно процеживать или ждать, пока она отстоится).

Дежурные-кашевары накрывают «скатерть-самобранку» импровизированного общего стола, по кружкам и мискам разливают чай и раскладывают сваренное блюдо. (В ПОХОДЕ – СУХОЙ ЗАКОН! Велотуристы – интеллигентные люди, поэтому водку не пьют и не хулиганятт! :). После общей трапезы дежурные моют горячей водой котлы, складной половник и обеденную полиэтиленовую «скатерть» (если ее берут в поход). Личную посуду (миску, ложку и кружку) каждый турист моет сам.

В безлесной местности при отсутствии горелок можно по пути к месту ночлега собирать на обочине дороги всевозможные палки, обрезки досок, сухие ветки, большие щепки и т.п. И, надежно закрепив их сверху велорюкзака, везти собранные дрова к месту стоянки. Правда, собирание дров по дороге – это дополнительный груз и частые остановки, а значит и потеря ходового времени.

Продолжение следует..

Если вас заинтересовала эта статья, то прошу вас зайти на   страницу моего сайта olegkmeta.ru, ознакомиться с ней и связаться со мной по указанному там телефону или любым другим удобным для вас способом, указанным в моих контактах.

Введите ваш email адрес:

Добро пожаловать на мой канал FeedBurner

АВТОР — OLEG KMETA

Христианин, "афганец", подполковник запаса, строитель, работаю и несу служение в интернете

View all articles by Oleg Kmeta

ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Facebook Comments