Велотуризм
мая 22, 2018 posted by Oleg Kmeta

Снаряжение для кухни в велопоходе, объем и вес походного имущества велотуристов

Снаряжение для кухни в велопоходе, объем и вес походного имущества велотуристов

Приветствую вас читатели и гости сайта «Велотуризм в Украине!»

Начало цикла статей о велотуризме в Украине смотрите в посте «Как развивать велосипедный туризм в Украине?».

Рассевшись на травке на нашей велобазе возле села Русская Лозовая под Харьковом, и любуясь закатом, мы с удовольствием слушали Андрея, который рассказывал нам о снаряжении для кухни в велопоходе, а также объеме и весе походного имущества велотуристов.

Снаряжение для кухни в велопоходе

Котлы. Форма котлов может быть круглой или овально-продолговатой. Их емкость должна быть такой, чтобы на каждого члена группы приходилось примерно по 0,7–0,8 л большого котла и по 0,5–0,7 л котла меньшего размера. В большом котле кипятят воду и заваривают чай, а его остатками моют посуду. В меньшем котле варят супы, каши и др.

Чехлы для котлов с самого начала похода должны быть темного цвета. Это нужно в целях предупреждения появления отрицательных эмоций у Лекаря группы, в обязанности которого входит слежение за походной гигиеной и санитарией (или антисанитарией) всех «велокурортников» путешествия.

Горелки. Отошли в прошлое бензиновые примусы и им на смену пришли более удобные и безопасные горелки. Они позволяют не находиться в унизительной зависимости от наличия дров на биваке, а останавливаться в любом подходящем месте. А также гораздо быстрее сварить пищу даже под дождем.

Выпускаются жидкотопливные, мультитопливные и газовые горелки. Мультитопливные в свою очередь разделяются на те, которые могут работать на нескольких видах жидкого топлива, и на те, которые могут работать как на горючей жидкости, так и на газе.

Жидкотопливные горелки – самые старые из них. В качестве горючего в них можно заливать бензин, «бензин-галошу» (растворитель), керосин, растопку для грилей, спирт и др. Но они обладают почти всеми недостатками бензиновых примусов. То есть, взрывоопасны, склонны к поломкам насоса, довольно требовательны к чистоте топлива.

Скажем, бензин с примесью масла или воды заставляет горелку больше коптить, чем гореть и засоряет дроссель – миниатюрное отверстие, через которое жидкость поступает на парогенератор. И еще – жидкотопливную горелку необходимо несколько минут «разводить» («раскочегаривать») прежде, чем она загорится и сможет нормально функционировать.

К тому же в рюкзаке соответствующим «ароматом» топлива пропитываются продукты и вещи, находящиеся рядом с ним, даже если емкость, допустим, с бензином закрутить, казалось бы, герметичной пробкой. Еще один минус – на автозаправках запрещено заливать бензин в пластиковые емкости, поэтому придется брать с собой металлическую емкость, то есть везти лишний вес.

Мультитопливные горелки обладают всеми преимуществами газовых горелок и всеми недостатками жидкотопливных. Кроме того, цена и габариты мультитопливных горелок значительно выше газовых.

Газовые горелки на момент написания этих строк получили наибольшее распространение среди туристов. Недостаток заключается в том, что перевозить баллоны с газом на воздушном и железнодорожном транспорте категорически запрещено, посему баллоны приходится покупать в начальном пункте маршрута. А их не во всех мелких населенных пунктах можно найти в продаже. Еще один минус – газ может капризничать при больших морозах, но в такую погоду велотуристы не путешествуют.

Но плюсов значительно больше: быстрота запуска газовой горелки (всего несколько секунд); простота конструкции и безотказность в работе; возможность эксплуатации в закрытых помещениях и даже в тамбурах палаток; не склонность к взрывам и выбросам языков пламени (как у их бензиновых собратьев); сравнительная дешевизна; небольшой вес и компактность при перевозке.

Обычно на группу берут две газовые горелки одинаковой конструкции. Желательно, чтобы они были снабжены пьезозажигалками. Также не помешает ветрозащитный экран из легкого огнеупорного материала, который позволит значительно уменьшить расход топлива. При отсутствии такого экрана горелку нужно располагать возле крупного камня или использовать другую защиту от ветра. Либо с помощью кольев «окружить» котел и горелку пенополиуретановым ковриком, расположив его на безопасном расстоянии от огня.

Следует учитывать, что горелка, которая навинчивается на газовый баллон, неустойчива и может использоваться только с резьбовыми баллонами. Поэтому предпочтение нужно отдавать горелке, которая устанавливается на земле и к тому же может использоваться как с цанговыми баллонами, так и с резьбовыми.

При покупке горелку нужно проверить в работе и с цанговым баллоном, который присоединяется к шлангу с помощью адаптера (переходника), и с резьбовым баллоном, дабы убедиться, что нет утечки газа. После этого надо проверить горелку в работе (конечно, не в помещении магазина).

Топор. Небольшие группы без топора вполне могут обойтись, используя для костра только хворост, который легко ломается с помощью рук и ног. Некоторые туристы в целях уменьшения веса берут в поход кухонный топорик-секач.

Рубящая часть топора при перевозке должна быть закрыта плотным чехлом, например, из кожзаменителя яркого цвета, легко заметного в траве. Чехол при работе опускается на топорище и фиксируется липучками ниже рубящей части топора (чтобы не искать потом, где же вы этот чехол положили).

Велоюмористы утверждают, что в походных условиях топор полностью заменяет медаптечку, поскольку этим инструментом всегда можно ампутировать захворавшую часть тела. Причем ампутация, для исключения осложнений болезни и побочных эффектов производится по самую шею.

Обеденная скатерть. Ею может служить полиэтиленовая сумка большого размера или полиэтиленовый рукав (двойной полиэтилен). Скатерть стелют на траве, и дежурные сервируют на ней «стол» для всей группы.

Объем и вес походного имущества

И личное, и групповое снаряжение должно иметь минимальный вес, но, конечно, не в ущерб безопасности. А также компактный объем, чтобы избежать жесткого противоречия между вместимостью велорюкзака и вашими запросами. В любом велопоходе стремитесь к тому, чтобы у вас было два места багажа – не больше. То есть велорюкзак на спине и зачехленный велосипед в руке. И все.

Понятно, и личное, и групповое снаряжение должно быть тщательно подогнано и подобрано с учетом особенностей похода, района путешествия, его продолжительности и автономности. А в дороге оно должно создавать необходимые условия для полноценного отдыха и успешного прохождения всего (всего!) запланированного маршрута.

Перед походом все снаряжение должно успешно пройти устроенные вами полевые испытания в условиях (и на местности), максимально приближенных к условиям, ожидаемым в походе. То есть очень желательно в предпоходных выездах всей группой: переночевать в тех палатках и спальниках, которые вы возьмете в предстоящий поход.

Сварить пищу в тех котлах и на тех горелках, которые вы будете использовать в путешествии; сориентироваться по компасу и GPS-навигатору (смартфону, электронному планшету), которые возьмете в поход. А также: порубить дрова топором, который берете в путешествие; сфотографировать камерами, которые возьмете в поход и т.д. Понятно, такие же испытания нужно устроить и велосипедам, и велорюкзакам, и одежде, и обуви, и харчам и всему остальному снаряжению.

Нужно стремиться, чтобы вес груза, перевозимого на багажнике каждого велосипеда, не превышал 1 пуда (1 пуд = 40 фунтам = 16,38 кг.). Это вполне реально. Если не брать с собой лишнего, то можно уложиться в такие рамки: вес пустого велорюкзака – около 2 кг; вес перевозимого в велорюкзаке личного снаряжения (без учета обуви, шлема, веломайки и брюк, которые велотурист надел на себя, а также всего того, что находится в карманах его одежды) – не более 7,5 кг.

Вес «несъедобного» группового снаряжения – не более 2,5 кг; вес продуктов – не более 3,5 кг (запас харчей максимум на 3–4 суток, а в простых походах по населенной местности – на сутки, т.е. в пределах 1–1,5 кг). При таком (или меньшем) совокупном грузе на заднем багажнике «двухколесный скакун» хорошо выдерживает любую дорогу, и физических сил затрачивается меньше, и группа сохраняет высокую мобильность, и велопоход остается велопоходом, а не превращается в мучительную перевозку багажа из одной точки в другую.

Продолжение следует..

Если вас заинтересовала эта статья, то прошу вас зайти на   страницу моего сайта olegkmeta.ru, ознакомиться с ней и связаться со мной по указанному там телефону или любым другим удобным для вас способом, указанным в моих контактах.

С уважением, Олег Кмета

Введите ваш email адрес:

Добро пожаловать на мой канал FeedBurner

АВТОР — OLEG KMETA

Христианин, "афганец", подполковник запаса, строитель, работаю и несу служение в интернете

View all articles by Oleg Kmeta

ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.

Facebook Comments