Велотуризм
мая 16, 2018 posted by Oleg Kmeta

ВЕЛОРЮКЗАК , ВЕЩИ или СНАРЯЖЕНИЕ ВЕЛОТУРИСТА В ВЕЛОПОХОДЕ ПО УКРАИНЕ

ВЕЛОРЮКЗАК , ВЕЩИ или СНАРЯЖЕНИЕ ВЕЛОТУРИСТА В ВЕЛОПОХОДЕ ПО УКРАИНЕ

Приветствую вас читатели и гости сайта «Велотуризм в Украине!»

Начало цикла статей о велотуризме в Украине смотрите в посте «Как развивать велосипедный туризм в Украине?»

Раннее утро на нашей велобазе, которая располагается в дачном массиве возле села Русская Лозовая и стоит на Белгородской трассе недалеко от славного города Харькова началось с пения петухов, начинающейся жары и нудной лекции нашего велосипедного  «босса» про

ВЕЛОРЮКЗАК , ВЕЩИ или СНАРЯЖЕНИЕ ВЕЛОТУРИСТА.

Как известно всем велотуристам снаряжение для спортивного туризма бывает личное и групповое (общественное). Но поскольку объем данной статьи не позволяет подробно осветить эту тему, то мы попробуем остановиться на ней вкратце и коротко. Остановиться, постоять и пойти дальше. А начнем с личных вещей.

Заблаговременно составьте подробный перечень личного снаряжения. Причем распечатайте список на принтере в одну колонку (или в виде таблицы), чтобы напротив каждой вещи можно было сделать пометку, что ее, допустим, надо отремонтировать, усовершенствовать, постирать, зашить или купить и пр.

Потеряв покой и сон, забросив свои супружеские и иные домашние обязанности и помучившись недельку-другую, вы утвердите наконец-то окончательный перечень походного имущества. После этого, вытерев трудовой пот со лба, вам останется только по мере необходимости вносить в список изменения и дополнения в зависимости от обязанностей в предстоящем походе и поручений, данных вам Отцом-командиром или Завхозом.

На первый взгляд, это пустая трата бумаги и времени. Но на второй взгляд при таком обстоятельном подходе к делу значительно увеличивается вероятность того, что вы будете собирать вещи в рюкзак не в спешке в последний вечер, а заблаговременно. Да еще и тщательно сверяясь со списком на бумаге и своевременно устраняя недочеты. Велоюмористы советуют заранее пометить имущество, которое забудете дома и положите его на алтарь Бога забывчивости, иначе действительно оставите что-то важное.

Перечень походного снаряжения можно составлять по алфавиту, габариту, стоимости, практичности и т.п. Либо по степени важности и нужности: 1.Ложка 2.Провиант. 3.Кружка. 4.Миска. 5.Складной нож со штопором. 6.Спальный мешок. 7. Надувной матрас. 8.Плавки. 9.Смартфон. 10.Зарядка для смартфона… 12.Котелок… 14.Деньги… 23.Кости (игральные). 24.Шахматы. 25.Сборник кроссвордов и ручка. 26.Рыболовные снасти и наживка. 27.Зажигалка…

30.Раскладушка. 31.Палатка… 43.GPS-навигатор. 44.Карты (игральные). 45.Карты (не игральные). 46.Компас… 82.Жена. 83.Дети… 112.Туалетная бумага… 210.Электронный планшет… 327.Собрание приключенческой и детективной литературы (930 томов) (в электронном виде)…. 328.Книга «Латентные возможности использования вербальных средств общения для оптимизации труда или Куда посылать советчиков во время ремонта своего велосипеда в темноте и под дождем»… 401.Часы (настольные)… 451.Подтяжки… 550.Галстук… 692.Велорюкзак… 743.Велосипед.

С первого взгляда становится понятно, что этот список слишком длинный и далек от идеального, поэтому нужен более подходящий. Если для его составления у вас нет ни желания, ни всего остального, то поддайтесь соблазну и выпишите из приведенного ниже имущества те вещи, которые понадобятся вам в предстоящем путешествии. А далее по ходу подготовки (после мучений и сомнений) вам, уважаемый читатель, останется только внести свои поправки.

ЛИЧНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ.

Оно включает в себя велосипед и все к нему полагающееся, одежду, обувь, все прочее необходимое, а также велорюкзак. Как известно, велорюкзаки бывают однообъемные, трехобъемные и заплечные. Для спортивного велотуризма наиболее подходящим является однообъемник («рюкзак с ногами»), с которого и начнем.

ОДНООБЪЕМНЫЙ ВЕЛОРЮКЗАК.

В спортивных велопоходах рюкзак едет на заднем багажнике, поскольку с рюкзаком за спиной ехать утомительно и опасно. Для переноски велорюкзака к поезду и для пешеходных участков однообъемный велорюкзак должен быть снабжен заплечными лямками и широким бедренным поясом из пенополиуретана. Пояс значительно уменьшает нагрузку на межпозвоночные диски позвоночника, и они намного меньше изнашиваются.

А пешеходная часть веломаршрута высшей категории сложности не превращается в мучительную переноску рюкзака от привала до привала с единственной мыслью: «Зачем я поперся (поперлась) в этот дурацкий поход и когда все это закончится?» Пояс позволяет при переноске велорюкзака (далее по тексту – рюкзака) на спине частично снять нагрузку с плеч и перераспределить ее на тазобедренную часть, а регулируемые заплечные лямки – центр тяжести рюкзака максимально приблизить к спине.

В результате велотурист может с максимальными удобствами и минимальной затратой физических сил длительное время тащить такой рюкзак за спиной на тех пеших участках, где велосипед приходится долго вести в руках (или нести его в чехле, скажем, к поезду).

Заплечные лямки должны быть достаточно широкими и мягкими и в то же время они не должны сминаться при переноске рюкзака на спине.

Верхний «плавающий» (регулируемый по высоте) клапан-крышка рюкзака, закрывающий сверху его горловину, обязан иметь достаточно вместительные наружные и внутренние карманы, где возят вещи, которые всегда нужно иметь под рукой. Закрываться клапан должен не молнией, которая часто заедает и ломается, а стропами и разъемными пряжками-тризубцами.

Горловина рюкзака и тубус должны затягиваться прочными шнурами и иметь на них удобные и надежные зажимы, которые позволяют мгновенно двумя пальцами распустить шнур и тем самым развязать рюкзак. И так же мгновенно с помощью двух рук затянуть его горловину и завязать однообъемник.

Сзади обеих штанин рюкзака должно быть по одному высокому карману таких размеров, чтобы в каждом свободно (свободно!) помещалась полуторалитровая или даже двухлитровая пластиковая бутылка с водой (либо ремнабор или медаптечка) и при этом карман можно было без труда застегнуть. Эти карманы должны закрываться не застежками-«молниями» (которые часто заедают), а клапанами с разъемными пряжками-тризубцами и стропами.

Рюкзак обязан быть обтекаемым, поэтому с наружных сторон по бокам рюкзака никаких карманов быть не должно, ибо они увеличивают его общую ширину и «парусность». По этой же причине нельзя крепить с боков, например, свернутый в рулон пенополиуретановый коврик под спальник или ему подобные габаритные предметы. Желательно, чтобы по внешним бокам штанин было по три стяжные регулируемые по длине стропы с неразъемными пряжками – тогда можно делать объем каждой полупустой штанины меньше, при езде исключить попадание штанины в спицы колеса, уменьшить сопротивление встречному потоку воздуха.

По бокам в верхней части штанин однообъемника вшиты ручки-стропы. Подобная грузовая ручка-стропа есть еще и в верхней передней (той, что ближе к спине) части рюкзака в верхних точках крепления заплечных лямок. Ниже этой ручки в месте соприкосновения рюкзака с багажником должна быть пришита регулируемая по длине стропа с разъемной пряжкой-тризубцем для фиксирования рюкзака к подседельному штырю седла. В задней части рюкзака выше карманов – еще одна грузовая ручка из стропы. В ливень не помешает на рюкзак надевать специальный непромокаемый велочехол, обнимающий верх и штанины рюкзака.

Перевозка велорюкзака. Он с помощью стропы с пряжкой фиксируется к подседельной трубе седла. Желательно обе его штанины зафиксировать в самом низу стоек заднего багажника (в районе оси заднего колеса велосипеда). Это достигается при помощи пришитых в нижней части штанин и легко регулируемых по длине строп шириной 25 мм и трехщелевых неразъемных пряжек-тризубцев. Такие стропы в виде петли поочередно зацепляются за самодельные пластины-крючья, что находятся в местах крепления стоек багажника к перьям задней вилки рядом с осью колеса.

Остается только потянуть за свободные концы строп – и штанины надежно притянуты к багажнику. Таким образом, в результате крепления рюкзака в трех точках он оказывается надежно зафиксированным, при езде не подпрыгивает на ухабах, а при педалировании задняя часть обуви велотуриста не цепляется за штанины рюкзака. На его закрепление или снятие с багажника уходит не более 60 секунд.

Объем и укладка велорюкзака. Для многодневных походов объем велорюкзака должен быть равен 80–90 л. Как вы уже знаете, много места в рюкзаке не бывает, а бывает только мало, поэтому лучше сразу купить (самостоятельно сшить, заказать) велорюкзак вместимостью не менее 80 л.

Чтобы моментально найти нужную вещь даже в темноте, возьмите за правило в одном полиэтиленовом мешке, возить то одеяние, что носится от пояса до пят, а в другом – то, что надевается от макушки до пояса. Причем эти и все другие пакеты должны быть прозрачными, чтобы сразу было видно их содержимое.

Штанины рюкзака нужно заполнять равномерно, при этом тяжелые вещи класть ближе к дну и к задней стенке штанин. Не нужно размещать металлические и иные твердые предметы впритык с багажником, чтобы ткань рюкзака в этих местах не протерлась. А если предполагается нести рюкзак на спине, то в нее, понятно, не должны давить углы все тех же твердых предметов (скажем, консервных банок).

Сначала на дно штанин укладываются те продукты (не хрупкие), которые не понадобятся до самого вечера. Затем в правую штанину укладывается спальник, в левую – те вещи, что не понадобятся до вечера. После чего укладывают продукты и вещи, которые нужны будут в течение дня (например, харчи для обеденного перекуса, куртку, полиэтиленовую накидку от дождя, пустые двухлитровые пластиковые бутылки для воды, веревку и карабины для переправы и т.п.).

Сверху в рюкзак укладывают то, что утром бывает готово для укладки в последнюю очередь – палатку (или часть палатки в виде дюралевого каркаса в чехле и тента, поскольку внутреннюю палатку везет другой член группы), котел (или два котла) и т.п. То есть, от подъема и до завтрака уже нужно начать укладывать рюкзак, а не ждать, пока просохнет палатка, чтобы положить ее в одну из штанин и лишь после этого складывать в рюкзак все другие вещи – с такой потерей времени утренние сборы растягиваются на несколько часов. А нужно стремиться за полтора часа сварить завтрак, позавтракать, уложить рюкзаки и быть готовыми выехать на маршрут.

Но вернемся к укладке. Понятно, в рюкзаках веломеханика и санинструктора групповой ремнабор и групповая медаптечка тоже должны быть под рукой, а не на самом дне рюкзаков. Для пущей сохранности хрупкие вещи и «нежные» продукты (печенье, хрустящие хлебцы и т.п.) нужно возить между пакетами с мягкими вещами, а не впритык с железяками и багажником, которые на ухабах могут превратить ваше печенье в порошок.

В карманах рюкзака обычно везут личный ремнабор, личную медаптечку, пару носков, пол-литровую бутылку с водой или с медово-лимонным самодельным напитком и т.п. Сверху на клапане рюкзака обычно перевозят свернутый в рулон или сложенный гармошкой коврик под спальник (впрочем, коврик-гармошка в рюкзаках иных велотуристов помещается под клапаном).

Трехобъемные и заплечные велорюкзаки в спортивных велопоходах не используются.

Продолжение следует..

Если вас заинтересовала эта статья, то прошу вас зайти на   страницу моего сайта olegkmeta.ru, ознакомиться с ней и связаться со мной по указанному там телефону или любым другим удобным для вас способом, указанным в моих контактах.

С уважением, Олег Кмета

Введите ваш email адрес:

Добро пожаловать на мой канал FeedBurner

АВТОР — OLEG KMETA

Христианин, "афганец", подполковник запаса, строитель, работаю и несу служение в интернете

View all articles by Oleg Kmeta

ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.

Facebook Comments